Зрителям Контакты

Премьера Ансамбля «Кантеле»

30.10.2013 г.

Знакомство

19 ноября на сцене Национального театра Карелии Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» представляет новую программу «В гостях у музыкантов «Кантеле». Прозвучит музыка разных жанров, произведения современных композиторов, классика, эстрадная музыка, многие произведения будут исполнены впервые. Слушатели смогут сравнить звучание кантеле в сольной партии и в оркестре, в произведении, написанном артисткой Ансамбля «Кантеле», заслуженной артисткой Республики Карелия Ириной Шишкановой и аргентинским композитором Астором Пьяццоллой.

Эта программа – знакомство с замечательными музыкантами Ансамбля, каждый из которых не случайный гость в Доме Кантеле, все они сохраняют и развивают национальную музыкальную традицию Карелии. Знакомство с артистами мы начнем с портретной галереи. Ансамбль «Кантеле» представляет Павла Шаматуру, Александра Гореванова и Сергея Смирнова.

Руководитель инструментальной группы Ансамбля «Кантеле», артист оркестра (аккордеон, перкуссия), солист Павел ШАМАТУРА. Павел коренной петрозаводчанин. Прошел классический путь в музыку: в 6 лет родители привели его в музыкальную школу, где он сначала учился игре на фортепиано, затем – на аккордеоне. Закономерным для целеустремленного человека было последующее окончание музыкального училища (специальность «Народные инструменты»), консерватории (специальность «Аккордеон») и аспирантуры Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова.

В ансамбле «Кантеле» Шаматура временно работал еще в 2000-2001 годах, а в 2005-м в «Кантеле» его привела сама судьба, – дальнейший творческий путь определила случайная встреча с артистом оркестра, который сообщил третьекурснику, что в ансамбле есть вакансия.

– Мне этот коллектив всегда был интересен и как музыканту, и как народнику, – говорит Павел. – Сегодня мы играем на современных национальных инструментах, поэтому в процессе работы с оркестром я стараюсь больше уделять внимания культуре исполнения, культуре звука, чтобы народная музыка была интересна современной профессиональной публике. Интересно и сложно совместить звучание народного кантеле и академических инструментов оркестра. При этом мы не уходим от одной из главных задач сохранения и развития традиционной народной культуры.

Сегодня Павел и коллектив, которым он руководит, усиленно готовятся к премьере «В гостях у музыкантов «Кантеле», – новая программа должна представить публике мастерство инструментальной группы в целом и каждого музыканта отдельно.

Например, Павел Шаматура не только руководитель, но и солист, – он обладатель диплома участника Московской творческой школы «Новые имена»; лауреат Международного фестиваля искусств «Бах – музыка Вселенной», лауреат 3 степени I (X) Международного конкурса исполнителей на народных инструментах (Петрозаводск); лауреат Всероссийского конкурса «Кубок Белогорья», лауреат I премии XV Международного конкурса исполнителей на народных инструментах им. А.Л. Репникова, награжден Почетными грамотами Министерства культуры Республики Карелия и Министерства культуры Российской Федерации. В этом году Павел окончил Карельский филиал Северо-Западной академии государственной службы.

С тех пор, как в 2009 году побывал на XIX Международном конкурсе «Citta Di Lanciano» («Город Ланчано»), где был отмечен дипломом лауреата I степени, Павел влюблен в Италию. Он любит побеждать, рецепт успеха видит в постоянной работе и наличии конкретных целей и задач. Еще любит танцевать, исполнять любую музыку, играть в компьютерные игры; обожает джинсы и карельские калитки, лето и море, зимой предпочитает кататься на лыжах. В людях Павел больше всего ценит честность и порядочность.

Руководитель ансамбля кантелистов, артист оркестра (балалайка, бас-кантеле, перкуссия) Александр ГОРЕВАНОВ коренной петрозаводчанин. В музыкальную школу Александр пошел самостоятельно, потому что там учились его друзья. Играть юноша, конечно, хотел на гитаре. Но ему предложили год позаниматься на балалайке, неожиданное знакомство с которой переросло в профессию, и главную роль в этом сыграла первый педагог – Людмила Ивановна Микульчик. Музыкальную школу Александр любил: всегда хвалили, в общеобразовательной – не очень. Мечтал  стать врачом и до сих пор относится к этой профессии с почтением, но ему предложили поступить в музыкальное училище, где главную роль в его музыкальной судьбе сыграли педагоги Елена Викторовна Герасимова и Людмила Павловна Павлова. Здесь он познакомился с будущей женой Яной, она артистка Оркестра «Онего». Окончил Петрозаводское музыкальное училище им. К.Э.Раутио и Петрозаводскую государственную консерваторию им. А.К.Глазунова. Своим творческим руководителем и наставником Александр считает заслуженного деятеля искусств Республики Карелия Владимира Стачинского, под руководством которого Александр окончил аспирантуру как дирижер народного оркестра, сейчас проходит у Владимира Ивановича ассистентуру-стажировку по специальности дирижирование симфоническим оркестром. Сегодня Александр делает первые шаги в создании аранжировок для оркестра, например, для программы «В гостях у музыкантов Кантеле» он сделал переложение произведения Альбина Репникова «Колокола Кижского погоста».

Александр работал в музучилище и музыкальных школах Петрозаводска, в ансамбле народной песни «Зоряйне». В «Кантеле» его приглашали не раз, но с балалайкой расставаться не хотелось, а инструмент кантеле знал мало. Оценил достоинства инструмента кантеле, услышав завораживающее исполнение заслуженной артистки России и Карелии Ирины Шишкановой. Именно она настойчиво приглашала Александра в ансамбль. Сегодня Александр Гореванов преподает в консерватории дирижирование и является единственным в мире практикующим исполнителем на бас-кантеле. Второй год Александр руководит уникальным коллективом, – в ансамбле пять кантелистов, каждый из которых на вес золота, потому что мастерством игры на кантеле владеют единицы. И сегодня они играют не на аутентичных инструментах, а на усовершенствованном кантеле, что позволяет вносить новые краски, обогащать музыкальную палитру.

Александр оптимист и романтик, любит морошковое варенье, Новый год и ходить в гости, обожает новую одежду, но ее выбор и походы по магазинам, как большинство мужчин, доверяет жене и друзьям. Конечно, любит гастроли и не находит романтичными дальние путешествия с палаткой и рюкзаком. Не любит слишком большого внимания к своей персоне, поэтому день рождения не самый любимый праздник. При этом Александр признался, что хотелось бы почувствовать, как это – быть богатым и знаменитым. «Хотя, я уже итак богат и знаменит», – скромно заметил он.

Артист оркестра Сергей СМИРНОВ (ударные, перкуссия) родился в Череповце. Родители не имели прямого отношения к музыке, но прадед был скрипачом, бабушка играла на гитаре, мандолине и хорошо пела. С детства Сергей немало времени посвящал музыке – окончил музыкальную школу по классу фортепиано, но поступать планировал в политехнический институт.

Оканчивая общеобразовательную школу, Сергей в разговоре с приятелем выяснил, что для абитуриентов музучилища открыты курсы, на которые он и записался, продолжая стремиться в политех. Однако возможность еще раз прикоснуться к музыке увлекла его настолько, что Сергей изменил планы: окончил музыкальный колледж и Петрозаводскую государственную консерваторию им. А.К.Глазунова (класс профессора В.М.Гайкова), работал в симфоническом оркестре, в оркестре русских народных инструментов, играл джаз, рок, рэп, панк, современную и электронную музыку. Рабочий день был расписан по минутам: в 10.00 – репетиция в симфоническом, в 13.00 – джазовый диксиленд, в 15.00 – хоровая капелла, в 17.00 – оркестр русских народных инструментов, в 20.00 – рок-группа. Сергей Смирнов играет на фортепиано, гитаре, ксилофоне, виброфоне, маримбе, перкуссии, на оркестровых ударных инструментах. Увлечение профессией не помешало музыканту окончить Академию госслужбы по специальности «Государственное и муниципальное управление». С 2002 года Сергей работает в Ансамбле «Кантеле» и параллельно преподает специальность «ударные инструменты» в музыкальной школе на эстрадном отделении.

Несмотря на то, что первостепенной задачей Ансамбля «Кантеле» является сохранение музыкальной традиции, – использование новых методов в работе музыкантов всегда уместно, они дают возможность расширить диапазон выразительности музыкального материала. Сергей считает, что сегодня открыто множество возможностей для творческой реализации музыканта: широкий спектр доступных для изучения методик, электронные программы, появление синтеза различных стилей, новые жанры, новые подходы к композиции, построению материала, звуку и аранжировке. Современные темпы развития творческого подхода к музыке позволяют Сергею практически ежедневно использовать в работе что-то новое.

Сергей любит читать – как профессиональную, так и художественную литературу, интересуется европейским кино, любит коллективное творчество, общение с новыми интересными людьми, клубные концерты и классические театральные постановки, обожает выкидывать ненужные вещи и вообще – освобождать пространство, делать то, чего никогда не делал, любит бродить по супермаркету и покупать всякую ерунду, путешествовать на машине и гулять по улицам незнакомых городов, любит редактировать и развивать любые идеи, придумывать игры. Очередная цель – прыгнуть с парашютом.

Не любит общественный транспорт и незавершенные дела, которые запланировал на день. Не любит холодную воду и ранний подъем, хотя каждое утро встает рано и принимает холодный душ. В мужчинах-музыкантах Сергей ценит гибкость мышления, готовность к экспериментам, умение внести идею и с ней работать в коллективе, широкий музыкальный кругозор. Считает, что у женщин-музыкантов эти качества более развиты, чем у мужчин, поэтому им достаточно профессионализма и опыта.

Что же более 20 лет удерживает Сергея в музыкальном мире? Возможно, это семейная реликвия – скрипка прадеда, отреставрированная Александром Фроловым в Мастерской национальных инструментов Ансамбля «Кантеле, а возможно – творческая интересная работа. «Не каждый имеет возможность профессионально заниматься любимым делом, – говорит Сергей, – у меня не было дня, чтобы я шел на работу без радости и удовольствия».

Лариса КРАСАВЦЕВА