Зрителям Контакты

Творческий путь Национального Ансамбля «Кантеле» в зеркале карельской прессы (1936 - 1956 г.г.).

 

Работа студентки 3 курса теоретико-дирижерского факультета ПГК имени А.К. Глазунова Карасевой Веры Евгеньевны (руководитель курса архивно-библиографической практики – старший преподаватель ПГК имени А.К. Глазунова Татьяна Викторовна Красковская).

 

Творческий путь Национального Ансамбля «Кантеле» в зеркале карельской прессы (1936 - 1956 г.г.).

 

 

Государственный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» - один из старейших музыкальных коллективов, «визитная карточка» национальной культуры республики. Коллектив исполняет музыку, песни и танцы народов Карелии – русских, вепсов, финнов, ингерманландцев.

Архив Ансамбля «Кантеле» хранит множество уникальных документов, которые еще предстоит изучить и ввести в научно-исследовательский оборот. Пример тому – собрание фото-материалов и заметок из прессы за период 1936 – 1956г.г., который был изучен и проанализирован автором данной работы. В распоряжение автора работы поступило 30 заметок из газет «Красная Карелия», «Ленинское знамя», «Молодой Комсомолец», «На рубеже», «Советское слово», «Totuus», «Казахстанская правда», «Комсомолец Туркменистана», и фотографии в количестве 12 штук.

Анализируя архивные документы, предоставленные архивом ансамбля «Кантеле», удалось выяснить, что в официальной прессе коллективу уделялось много внимания. Это подтверждают газеты и заметки в период с 1936 по 1956 г.г.

Организатором и первым руководителем ансамбля был композитор, фольклорист В.П. Гудков (1899-1942). Всю свою жизнь Гудков посвятил исследованию и разработке инструмента кантеле. С приездом в Петрозаводск в 1930-е годы из Воронежской области, он занимался созданием и развитием самостоятельных коллективов и ансамблей, которые неоднократно изменялись до формирования в 1936 году ансамбля «Кантеле». На протяжении шести лет с 1936-1942г. он являлся руководителем ансамбля. Для достижения профессионализма участников группы им было приложено немало усилий, как и для составления репертуара, который неоднократно пополнялся на протяжении многих лет.

Рождение ансамбля в 1936 году происходило на фоне активных перемен в политической, социальной и культурной жизни республики, начавшихся после революции 1917 года.  

Политика коренизации в стране и в Карелии в частности, а также изменение взгляда государства на народное и самодеятельное искусство в 1930-е годы, составили политический и культурный контекст для возникновения государственного ансамбля «Кантеле», что было не случайным, а закономерным явлением.

В становлении коллектива огромную роль сыграли финны, именно они составляли большую часть первоначального состава. Среди композиторов, которые создавали репертуар для «Кантеле», так же было много финнов. Главными задачами ансамбля, которые диктовало государство, являлась пропаганда национального искусства, донесение до трудящихся понимания национальности в искусстве, знакомство советских людей с художественным образом народной музыки, песни и танца.

Изучив исторические события Республики Карелии в период с 1936 по 1956г. г. и сопоставив их с историей зарождения и становления ансамбля, хорошо видно, что вехи политики коренизации отразились на деятельности ансамбля «Кантеле».

Политические события 1920-1950-х годов оказывали влияние на организацию жизни и на творческое продвижение различных коллективов, оркестров, в том числе и национального ансамбля «Кантеле». На протяжении всего сталинского периода, репертуарная политика имела огромное значение, композиторов неоднократно консультировали, коллективам диктовали программу выступлений, отхождение от требований сопровождалось множеством критических высказываний.

Репертуар ансамбля «Кантеле» изменялся в зависимости от периода.  Так, в 1920-30х годах программу коллектива составляли различные карельские, финские, вепсские народные песни и танцы. В военные годы с 1939-1945-е года главной темой являлось поддержание веры в победу, песни и танцы для солдат, уходивших на фронт, и выступления для народа.  Послевоенный период 1945-1956 г. так же повлиял на смену репертуара, на фоне произведений карельских композиторов, выделяется тема «Дружбы народов» и «борьбы за мир», что и отражается в программах коллектива.

Проследив, за изменением отношений к ансамблю и его деятельности на страницах СМИ в разные периоды, можно отметить, что большое количество статей и заметок представляли коллектив как «государственный», «национальный» ансамбль Карелии. Подчеркивали все достижения, победы на конкурсах и фестивалях, сообщали об обновлениях репертуара и состава ансамбля. Однако, не всегда статьи и заметки представляли ансамбль с лучшей стороны. Наиболее показательной является критическая статья Л. К. Йоусинена и  Я. Ругоева «Об ансамбле “ Кантеле “» в газете «Ленинское знамя» от 26 декабря 1944 года.

Появление подобной статьи на страницах прессы могло быть вызвано несколькими причинами: во-первых, начатая в 1936 году политика государства, по поводу борьбы с формализмом, повлияла на появление подобных заметок в прессе, в которых подчеркивалась «национальная» тема; во-вторых, в эти годы наблюдались напряженные отношения внутри Союза композиторов Карелии между Р.С. Пергаментом – председателем организации – и Л.К. Йоусиненым, что повлекло за собой обвинения в сторону Пергамента.  Объяснить подобную критику можно и состоянием ансамбля на момент окончания войны: потеря руководителя и многих членов ансамбля явно сказалась на качестве деятельности коллектива.

Период с 1936 по 1956 г. г. был для «Кантеле»  многогранным.  Пережив труднейшие военные годы 1939-1945, коллектив в послевоенное время продолжал существовать и процветать, создавая свежий репертуар и пополняя состав «Кантеле» новыми участниками. Несмотря на сложные времена, на то, что военные события тормозили развитие деятельности коллектива, в послевоенное время, ансамбль «Кантеле»  начал новую жизнь, полностью сформировался, получил статус профессионального коллектива и стал выезжать на гастроли за границу. Для ансамбля были открыты новые горизонты, которые коллектив успешно покоряет, и по сей день.